/ Автомобили / Компромисс цены и качества. Ориентиры российского рынка автомобильных смазочных материалов. |
Компромисс цены и качества. Ориентиры российского рынка автомобильных смазочных материалов.
Основные источники поступления на Российский рынок автомобильных смазок ярко выражены и достаточно хорошо известны. Не вдаваясь в технологические подробности, обратим внимание на те аспекты производства смазок, которые непосредственно связаны с их качеством, а также с возможностью управления качеством.
Традиционно производством автомобильных смазочных материалов занимались и продолжают заниматься нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Кратко цикл производства сводится к следующим этапам. После выделения из нефти-сырца топливных фракций (бензинов, керосинов, дизельных топлив) в распоряжении нефтепереработчиков остаются тяжелые фракции - мазуты и битумы. Утилизация указанных фракций в ходе дальнейшей переработки дает выход базовым маслам для получения подавляющего большинства смазок, в том числе автомобильных. Здесь же на НПЗ базовые масла компаундируют специальными химически активными компонентами - присадками, получая готовые смазочные материалы. Каждая марка смазки перед началом ее производства проходит испытания и допускается к производству Госстандартом РФ.
Особенности производства на НПЗ накладывают свой отпечаток на качество производимых смазочных материалов.
Во-первых, нефти различных месторождений сильно различаются по углеводородному составу, что неизбежно приводит к разбросу свойств продуктов нефтепереработки, в том числе смазочных масел. Кроме того, нефти отдельных месторождений содержат повышенное количество соединений, например серы, отрицательно влияющих на качество многих смазочных материалов. В силу сложившейся организации производство смазок на НПЗ производится по остаточному принципу.
Во-вторых, масштабы производства, соответствующие сотням тысяч тонн в год, позволяют обеспечивать удовлетворительный уровень исполнения смазочных продуктов средней категории качества. В силу колоссальности и громоздкости маслопроизводства на НПЗ проблематичным выглядит выпуск в его условиях смазочных материалов высшего качественного уровня исполнения.
В-третьих, выпуск на одном и том же оборудовании (насосы, трубопроводы, смесительные резервуары) широкого ассортиментного ряда смазочных материалов со значительным отличием в свойствах также не способствуют повышению качества.
Наконец, в условиях НПЗ практически не остается места для встраивания в существующий производственный процесс новейших технологических решений (например, использование синтетических компонентов).
Вторым источником поступления автомобильных смазочных материалов в Россию являются зарубежные производители. В их числе всемирно знаменитые фирмы с многолетними традициями и опытом (например Shell). В их ассортименте, несомненно, есть самые современные смазки, удовлетворяющие максимально жестким требованиям к качеству. Однако наклейка легендарной компании на канистре не является безусловным признаком добротности и пригодности для российского автомобиля содержащейся в ней смазки. Здесь следует обратить внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, зарубежные смазочные материалы разработаны без учета российских особенностей эксплуатации моторов и трансмиссий, хотя бы таких как, низкое качество топлива, сильная запыленность дорог или таких, как существенные отличия в составе и технологии изготовления сальников и уплотнений. Прямым следствием использования импортных смазок в отечественных автомобилях могут быть разочарования потребителей, вызванные, к примеру, чрезмерными загрязнениями мотора или подтеканием сальников.
Во-вторых, нужно понимать, что современные качественные моторное или трансмиссионное масла не могут стоить дешево. Низкая покупательная способность населения значительно ограничивает уровень продажных цен. В этих условиях зарубежные производители в попытке поддержать конкурентоспособную цену на свою продукцию нередко сознательно идут на снижение ее потребительных свойств путем снижения концентрации активных компонентов или использования низкокачественных материалов.
В-третьих, продукцию известных производителей бесцеремонно и в огромных количествах подделывают. В красивой канистре может оказаться содержимое, вовсе не пригодное для использования в автомобиле.
Поддельщики и изготовители так называемых "помоечных масел" представляют собой третий источник поступления на рынок смазочных материалов. Безошибочным признаком такой продукции является нереально низкая продажная цена, а также отсутствие на упаковке каких-либо сведений об изготовителе. К сожалению, стабильный спрос на подобную продукцию провоцируется низкой платежеспособностью населения.
Наконец, четвертый источник, предлагающий на российский авторынок смазочные материалы, для России не типичен. Это независимые производители смазок. Они не "отягощены" нефтепереработкой и потому не связаны с ее остаточными продуктами. Независимые производители изначально сориентированы на производство высококачественных смазок. Они закупают на рынке нефтепродуктов наиболее качественные базовые масла, приобретают самые современные компоненты и новейшие формулы для компаундирования базовых масел, они оснащены современным специализированным оборудованием для приготовления смазок. В силу перечисленных причин независимые производители исключительно мобильны в вопросах производства и испытаний своей продукции, а отсутствие громадной производственной инфраструктуры, присущей НПЗ, обуславливают невысокий уровень накладных расходов и позволяют устанавливать низкие цены на готовую продукцию. Лучшие смазочные материалы на мировые рынки поставляют именно независимые производители. Так качеством своих моторных масел всемирно известна немецкая фирма Castrol. Крупнейшим российским независимым производителем смазочных материалов для автомобилей является Промышленная группа СПЕКТР-АВТО, производящая продукцию под торговой маркой СПЕКТРОЛтм. По уровню исполнения смазочные материалы СПЕКТРОЛтм относятся к высококачественным и успешно конкурируют с лучшей продукцией ведущих производителей автомобильных смазок. К чести СПЕКТР-АВТО будет сказано, что ее смазки, включая синтетические, адаптированы к особенностям российской действительности и материалам, применяемым в отечественных автомобилях.
Подведем краткие итоги. Рынок автомобильных смазочных материалов весьма неоднороден: по уровню качества он охватывает целый спектр от "помоечных масел" до современных высококачественных смазочных композиций. Импортные моторные и трансмиссионные масла не всегда удовлетворят российского потребителя. Смазки от неизвестного производителя по чрезвычайно низким ценам использовать не рекомендуется. Смазочные материалы наивысшего качества поставляют на рынок независимые производители.
Надеемся, что предложенная вниманию читателей первая статья из цикла "Новейшие технологии для достижения Гармонии Человека и Автомобиля" не только вызовет интерес, но и послужит ориентиром на сложном и тернистом пути гармонизации Ваших отношений с пусть еще несовершенным, но верным железным другом.
"Спектрол"