Павловский парк - грандиозная филосовская поэма о красоте русской природы, "сочиненная" зодчими, садовыми мастерами, художниками, которые сумели достигнуть высшей гармонии искусства.
Павловский дворцово-парковый ансамбль расположен в 27 км на юг от Санкт-Петербурга. В XIII веке здесь находилась небольшая новгородская крепость, в годы шведского владычества - укрепление, от которого сохранились остатки земляных валов. Близость к Царскому селу определила использование земель по берегам реки Славянки как охотничьего "зверинца".
В 1777 году Екатерина подарила эти земли великому князю Павлу Петровичу для устройства летней резиденции наследника престола. В память об этом в 1782 г. архитектор Ч.Камерон создал обелийск, поставленный на берегу разлива реки Славянки. В 1779 построили двухэтажный дом "Мариенталь" (долина Марии), названный по имени жены Павла и дом для него Паульлюст (утеха Павла). Эти деревянные исчезнувшие строения доминировали в композиции Мариентальского парка (40 га), распланированного в пейзажном стиле Ч.Камероном, по его проекту построили Большой мост. В 1780-х годах архитектор В.Бренна включил в ансамбль Мариенталя трельяж, лестницу и пристань со львами и крепость "Бип" - оригинальное произведение на тему средневекового замка. С именем Ч.Камерона связано создание Александровского парка (20 га) и находящиеся там павильоны "Эхо".
Создание Павловского парка (600 га), дворца, павильонов и его скульптурного убранства интенсивно началось в 1780 году. Главной творческой фигурой в формировании Павловского ансамбля более двадцати лет являлся Чарльз Камерон. По его проекту в 1782 - 1786 гг. возвели дворец, в период с 1782 до 1807 года построили павилон "Трех граций", "Вольер", "Молочню", Колоннаду Аполлона, Холодную баню, Храм дружбы, Большой каскад, Елизаветин (Краснодолинный) павильон, Круглый зал (музыкальный павильон), Ижорские (Этюпские) ворота, Павильон "Памятник родителям", установили колонну "Конец света". По чертежам Ч.Камерона парк украсили мостами - Кентавров, Горбатым, Черным. Значительный вклад в формирование павловского ансамбля внес архитектор Винченцо Бренна. В 1786 - 1799 гг. он расширил дворцовые флигеля, заново декорировал ряд интерьеров, создал Большую "Итальянскую" лестницу, Мост у северного корпуса дворца, Пиль-башню, Театральные, Ново-сильвийские и Старо-сильвийские ворота, Амфитеатр и Руинный каскад.
В 1802 - 1825 годах в Павловске работали А.Воронихин, Дж.Кваренги, Ж.Тома де Томон, К.Росси. По чертежам Воронихина создали Воздушный теат, Висконтиев (назван именем строителя) и Пиль-башенный мосты, Розовый павильон и ворота, Ферму. Одно из самых совершенных произведений парковой архитектуры - Мавзолей "Супругу благодетелю" и Траурные ворота спроектировал архитектор Тома де Томон (1808 - 1809).
Павловский парк - одна из жемчужин мирового ландшафтного искусства, создали его архитекторы Ч.Камерон, В.Бренна и художник П.Гонзаго. Их сотворчество принесло непревзойденные по эстетическому уровню результаты. Каждый из семи основных районов парка(Придворцовый, Большая звезда, Старая Сильвия со скульптурным ансамблем Двенадцать дорожек и Новая Сильвия, Долина реки Славянки. Долина прудов, Белая береза) отмечен поэтичностью, в которой красота северной русской природы слита с утонченным мастерством художников.
В композицию пейзажного павловского парка включены и регулярные сады - Собственный сад (художник А.В.Виолье, 1780 г.).
До 1917 года Павловский дворцово-парковый ансамбль оставался собственностью членов Императорской фамилии. Затем он был музифицирован. Разрушенный в 1941 - 1944г. Павловский дворец-музей, парк и павильоны возрождены в своей удивительной целостности и гармонической красоте.
Дворец-музей и парк г. Павловска с 1983 г. - государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый ансамбль.