Все великое многообразие Санкт-Петербурга воплощено в его разнообразных художественных символах. Петербург как столица российского флота означен золоченым корабликом на шпиле Адмиралтейства, скульптурными изображениями мифического владыки морей Нептуна с трезубцем в руке и персонажей его свиты - тритонов, наяд, дельфинов и эмблем флота - якорей.
Петербург как центр промышленности и торговли в декоративном убранстве зданий олицетворен античным божеством - Меркурием в крылатом шлеме и сандалиях с крылышками и его магическим жезлом - "кадуцеем".
Статуи Афины-Минервы - богини мудрости - на зданиях Российской национальной библиотеки и Этнографического музея напоминают, что Петербург - город науки.
Среди всех этих аллегорических изображений немало символов и эмблем, которые зримо говорят о значении Петербурга как города искусств. Не случайно величественное здание Александрийского театра (им. Пушкина) увенчано торжественной колесницей, запряженной четверкой коней (квадригой), в которой стоит сам лучезарный Аполлон с лавровым венком и лирой в руках - мифический бог-покровитель искусств, предводитель муз, венком которого венчаются победители художественных конкурсов, а ветвь лавра почти всегда включается в лауреатский знак, отмечающий творческие свершения музыкантов, художников, актеров. На левом берегу Невы, на фронтоне дома Румянцева в горельефном изображении представлен Аполлон, а по сторонам от него девять стройных девичьих фигур - муз, каждая из которых по древнегреческим представлениям даровала успех в различных видах творческой деятельности. Аполлон и музы - это образы, которые указывают на истоки нового искусства, возникшего и утвердившегося в России в первой четверти XVIII в. при Петре Великом, и прежде всего в Петербурге.
Сюда, в первые десятилетия существования города, на берега Невы, по приказу царя, привозили из Италии и других стран для украшения Летнего сада, Петергофа, царских и вельможных дворцов мраморные изваяния древнегреческих и римских богов, героев, полководцев, царственных особ и аллегорические изображения. Именно здесь в Петербурге перед множеством русских людей раскрылся мир доселе неизвестных образов, связанных с широчайшим кругом жизненных, философских и космологических понятий. Под северным петербургским небом впервые предстала возможность лицезрения красоты обнаженного женского и мужского тела, совершенного в своей гармонической красоте. И сегодня, гуляя по Летнему саду, петербуржцы любуются мраморными статуями, означавшими в то время новое понимание роли и сущности искусства во всех его проявлениях.
Коллекция мраморной скульптуры Летнего сада отмечает тот исторический момент, когда здесь впервые в России появились произведения пластики, отмеченные реальностью изображения, полные движения и экспрессии. Внедрилось и само слово-понятие - коллекция - собрание редких произведений искусств, в том числе гравюр, живописи и других художественных раритетов. Началось их энергичное приобретение за границей через дипломатических, торговых и других представителей России. И все эти уникальные ценности вплоть до таких, как античная статуя Венеры Таврической, другие антики, ныне хранящиеся в Эрмитаже, доставлялись в Петербург, становились частью русской культуры, первыми картинными галереями, кабинетами гравюр, медалей, монет.
На одной из аллей Летнего сада находится аллегорическая статуя - "Архитектура" - женщина с развернутым чертежным листом и циркулем в руках, опирающаяся на рустованный столб. Это не случайное украшение. Можно сказать, что новая русская Архитектура (с большой буквы) сформировалась на петербургской почве.
В петровское время Петербург являлся гигантской лабораторией, где прямо в натуре воплощались новые типы зданий для общественных и государственных учреждений, дворцов, домов для жителей разных социальных слоев. В зданиях петровского Петербурга впервые было применено анфиладное расположение встроенных помещений, их отделка осуществлялась соответственно принципам европейской архитектуры и комфорта. Отсюда берет начало развитие современного парадного, делового и лично-семейного интерьера. В Петербурге, впервые в России, разрабатывались генеральные планы градостроительства, что позже получило широкое распространение. Были также созданы государственные организации архитектурного регулирования. Прокладка прямолинейных улиц, обращение фасадов домов к проезжей части, по "красной линии", включение каналов и рек в композицию города в практике русского градостроительства также явилось новацией. Какой бы грани русского зодчества XVIII-XIX вв. мы не коснулись, источники новых идей, приемов и решении находились в Северной Пальмире.
Об "архитектурных новостях", родиной которых был Петербург, можно написать увесистый том. Это относится и к другим видам искусств. Но есть узловые моменты, которые необходимо вспомнить.
С петровского времени Петербург до переноса столицы в Москву оставался главным центром русского искусства, здесь создавались первые живописные и скульптурные портреты, где изображение наделялось конкретными индивидуальными чертами. В Петербурге скульптор Б.К.Растрелли исполнил первые в русском искусстве портретные бюсты Петра I, Меншикова и первую конную статую основателя империи (в 1800 г. она установлена перед Михайловским замком). Но еще до установки первого (по времени исполнения) русского монумента в Петербурге при громе орудий в 1782 г. торжественно открыли памятник Петру Великому на Сенатской (Декабристов) площади, так называемый "Медный всадник". Эти два памятника являются заглавными в истории русской монументальной скульптуры.
В 1757 г. в Петербурге по указу Елизаветы Петровны, учредили Академию "трех знатнейших художеств". Через семь лет Екатерина Вторая придала ей статус императорской. Петербургская императорская академия художеств была не только первым русским высшим художественным учебным заведением. На многие годы она стала "альма-матер" всех выдающихся художников России, стяжавших мировую славу. В Академии сформировалась прочная школа овладения профессиональным мастерством, на почве которого развились и разветвились главные направления русской живописи, скульптуры, графики, архитектуры.
Скульпторы-профессора Академии художеств в сотворчестве с архитекторами А.Захаровым, А.Воронихиным, К.Росси создали всемирно известные ансамбли декоративной скульптуры Адмиралтейства, Казанского собора, Горного института, Главного штаба, Сената-Синода, первые по времени и исключительные по своему масштабу и художественному совершенству.
В 1863 г. четырнадцать молодых художников вышли из Академии и организовали "Санкт-Петербургскую артель художников". Это была независимая художественная группа со своим уставом. По характеру выставок, которые проводились в разных городах, она получила название "Передвижников". Передвижничество стало принципиально новым и широким явлением всего русского искусства. В конце 1890 г. в Петербурге образовалось объединение "Мир искусства". Оно стало инициатором нового направления в русском искусстве, положило начало исканиям новых тем, сюжетов и форм воплощения. Мироискуссники оказали воздействие на все виды творческих проявлений, особенно на театр и балет. Заслуга художников и искусствоведов этого объединения велика и в деле "открытия" шедевров зодчества старого Петербурга и русского искусства XVIII века.
В Петербурге произросло и развилось неповторимое творчество Н.Рериха. Петербургский художник К.Петров-Водкин открыл новые принципы построения пространств в картинах, передающие его космичность, оказав фундаментальное влияние на развитие живописи XX в. Основоположником самобытного течения изобразительного искусства XX века был петербуржец П.Филонов, стремившийся постичь "метафизику Вселенной", выработавший самостоятельный выразительный язык.
Еще в 1812 г. в Петербурге было основано "Общество поощрения художеств" - первая в России негосударственная организация, целью которой была всемерная помощь развитию "изящных искусств", малоимущим художникам, устройство выставок, конкурсов, публикация различных изданий и репродукций. С "Обществом поощрения художеств" связаны многие капитальные достижения искусства России XIX века. Дом, переданный по императорскому соизволению "Обществу поощрения художеств" на Большой Морской улице - одно из старинных и импозантных строений Петербурга, приспособили для демонстрации художественных выставок, которые проводятся в нем с 1870 г. и продолжаются до сих пор Санкт-Петербургским Союзом художников, организованном в 1932 г.
Петербург был горнилом, из которого вышла новая русская литература XVIII-XX вв. Трудно назвать имя какого-либо крупного писателя этой поры, талант которого не нашел бы выражения в столице империи. По существу, Петербург, его творческая атмосфера, формировала индивидуальность писателей, поэтов, художественных критиков, которые определили своими работами основное содержание и стиль всей русской литературы. Говорить о новаторской, первооткрывательской роли Петербурга равнозначно рассказу о всей литературе России. Титаны русской поэзии: Ломоносов, Державин, Пушкин, Блок были прежде всего петербургскими писателями, звезды поэзии "серебряного века": Анненский, Гумилев, Ахматова, Мандельштам ярче всего сияли на питерском небе. Здесь появились прозаические произведения, пронизанные петербургской сущностью таких писателей как Гончаров, Достоевский, Л.Андреев.
В 1859 г. петербургские писатели основали "Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым" (Литературный фонд). Его благодетельное воздействие ощутили десятки писателей, независимо от направления их творчества и политических пристрастий. Это первое в России чисто профессиональное литературно-творческое благотворительное сообщество ликвидировали в 1922 г.
В 1905 г. в Петербурге был основан Пушкинский дом (Институт русской литературы) - первое и крупнейшее в России научное и музейное учреждение и собрание материалов о деятельности отечественных писателей XVIII-XX вв. Пушкинский дом - одна из сокровищниц русской культуры, необходимая в равной степени для проникновения в прошлое, существующее и грядущее.
Петербург - место создания первого русского профессионального театра. Любовь к театральным зрелищам была родовой в семействе Романовых. Театром интересовался Алексей Михайлович - отец Петра. В 1711-1716 гг. любимая сестра царя, Наталья Алексеевна, устраивала в Петербурге драматические представления для публики. В последние годы жизни Петр сам пригласил из Праги драматическую труппу. Здание, построенное по этому случаю (угол Невского и наб. р. Мойки), можно считать первым специальным театром, приближенным к европейскому образцу. Однако до 1755 г. сценическое искусство оставалось развлечением только придворных. В 1756 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны был создан первый в России публичный театр, который получил название "Русский для представления трагедий и комедий театр". Это был исторический момент в становлении искусства театра в России, предопределивший весь его дальнейший путь.
Кульминацией в театральной жизни России явилось сооружение первого императорского драматического театра - Александрийского. В этом здании состоялись первые спектакли: "Горе от ума" Грибоедова, "Ре-визор" и "Женитьба" Гоголя. После указа Александра III 1883 г., отменявшего монополию Дирекции императорских театров, начали появляться частные театры. Серьезным театральным делом стал, основанный издателем и журналистом А.С.Сувориным театр "Литературно-художественного общества" (ныне здесь работает театр им. Г.Товстоногова). В 1904 г. сформировалась труппа гениальной В.Комиссаржевской. Эти театры открыли дорогу многим драматическим коллективам, искавшим оригинальные направления сценической деятельности. Сегодня это сказывается на богатстве театральной карты Петербурга, испещренной названием прославленных, известных и завоевывающих зрительское внимание коллективов.
Петербург отмечен благородной печатью античной музы танца - Терпсихоры: здесь родилась ее русская сестра - петербургская Терпсихора, которая с 1720 г. прочно вошла в жизнь сначала высшего общества, а затем обрела всеобщее поклонение. В Петербурге в 1738 г. открыли первую русскую балетную школу (ныне Академия балета имени А.Я.Вагановой), выпускники которой составили основу и славу балета России в последующие столетия. Петербургский хореограф М.Фокин, художники "Мира искусств" и танцовщики Мариинского театра в конце XIX - начале XX столетия реформировали искусство танца, оказав влияние на мировую хореографию.
История музыки и музыкальные театры также отмечаются именем Петербурга с неизменными эпитетами "первый". В 1736 г. в Петербурге состоялась первая в России постановка оперы "Сила любви и ненависти", написанной итальянским композитором Ф.Арайя. С 1785 г. в Петербурге при Мариинском театре была основана поныне существующая первая в стране музыкальная библиотека. На петербургской сцене в новой постановке XIX в. состоялась премьера опер М.И.Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила", открывших период расцвета русской национальной оперы.
С Петербургом связано создание организаций, исключительно важных для прогресса музыки в России, таких как Русское музыкальное общество (1859 г.) и Консерватория (1862 г.), которая стала образцом для всей страны. Сто лет, начиная с 1802 г., в Петербурге функционировало Филармоническое общество, учрежденное выдающимися музыкальными деятелями. Независимое от правительственного надзора Филармоническое общество знакомило петербуржцев с самыми выдающимися произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры. Еще одним средоточием музыкальной жизни Петербурга с 1862 по 1917 г. была Бесплатная музыкальная школа. Здесь не учили профессиональному исполнению, но всех, кто стремился постичь начала музыкальной культуры, приобщали к ее сокровищам или включали в члены хорового коллектива. Бесплатная музыкальная школа была своего рода общественной трибуной содружества великих композиторов-творцов новой русской национальной музыки. В нее входили композиторы, имена которых записаны на страницах истории русской культуры: М.Балакирев, А.Бородин, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, Ц.Кюи.
Аналогичную роль играли учрежденные лесопромышленником и меценатом М.П.Беляевым "Русские симфонические концерты" (1885 - 1918). Беляевский кружок, душой которого был композитор Н.А.Римский-Корсаков, продолжал традиции "могучей кучки". Деятельность музыкальных обществ с 1921 г. приняла на себя и продолжает до сих пор петербургская Филармония им. Д.Д.Шостаковича. Она расположена в здании Дворянского собрания - памятнике архитектуры 1830 г. В XIX в. в уникальном по красоте и акустике беломраморном зале традиционно проводились представительные концерты музыкантов-виртуозов и прославленных композиторов. Не менее известным и типичным петербургским "гнездом" музыкальной культуры является Малый зал филармонии, находящийся в реставрированном доме Энгельгарта (на Невском проспекте), известном в летописях петербургской жизни как место маскарадов и концертов.
Историческими очагами русской музыкальной культуры, органически связанными с Петербургом, были и остаются два театра оперы и балета: Мариинский театр и Малый театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского. Грандиозное здание Императорского Мариинского театра, перестроенное из цирка в 1860 г., было реконструировано в 1883-1896 гг. По объему и размаху сцены, зала и его декору этот театр был действительно императорским. Его оперная и балетная труппы, оркестр, постановочная часть могли и решали масштабные задачи, осуществляя роскошные и выразительные постановки. В его составе блистали все корифеи оперы, балета, дирижирования, режиссуры и сценографии. Перечисление осуществленного впервые даже в кратком виде невозможно. Достаточно сказать, что Мариннский театр всегда служил эталоном высокого искусства.
Малый театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского - часть архитектурного ансамбля площади Искусств (Михайловской), созданного К.Росси. Театр первоначально назывался Михайловским. Его зал, в отличие от золоченого декора Марнинского - серебряный. Он был по рангу как бы великокняжеским. Но по своему значению в музыкальной жизни театр относится к числу родников нового, особенно в развитии оперы советского периода.
От этих музыкальных академических патриархов в последнее десятилетие разошлись побеги - ряд небольших оперных и балетных трупп обогатили музыкальную палитру Петербурга. В архитектуру и в художественную жизнь Петербурга вписана Капелла им. М.Глинки. По своим корням она не просто старейшее, но можно сказать, древнейшее музыкальное учреждение не только Петербурга, но и всей России.
Значение Петербурга как города искусств, города муз подчеркивается множеством музеев, что означает - домов муз. Старейший из них - комплекс зданий государственного Эрмитажа. Он включает здания Зимнего дворца (середина XVIII в.), Малого Эрмитажа (1760 г.) - первое в России специальное здание музейного назначения, сооруженное по заказу Екатерины II, Старый Эрмитаж (1771-1781 гг.) и Новый Эрмитаж (1839-1852 гг.). В Эрмитажном комплексе, формировавшемся с петровского времени, хранятся художественные памятники многих тысячелетий.
В 1898 г. в великокняжеском Михайловском дворце после реконструкции был открыт музей русского искусства (первый такого профиля в государстве), названный в честь основателя именем императора Александра III. Сегодня Русский музей - это крупнейшее собрание русского изобразительного искусства. Рядом с ним в 1900-1911 гг. построили здание для учрежденного в 1901 г. Этнографического музея.
В ряду петербургских музеев мирового значения бесспорно почетное место принадлежит Центральному военно-морскому музею, родословная которого восходит к "модель - каморе" (особое помещение, где хранились модели построенных кораблей), основанной Петром I. Эта дата подтверждает, что Военно-морской музей - старейший в стране.
Значение Петербурга как творческого центра искусств, символически означенное персонажами античной мифологии - Аполлоном и музами, в 1843 г. получило еще одно образное подтверждение. На фронтоне восточного портика Исаакиевского собора была установлена отлитая по модели скульптора И.П.Виттки бронзовая статуя евангелиста Луки. Соответственно преданию он изображен в момент написания иконы "Богоматерь с младенцем". Уже более полутора столетий среди христианских святых как бы парит над Петербургом этот евангелист, благославляя всех причастных к художественному творчеству, призывая не отступать со своего трудного пути создания нового, свойственного душе Петербурга.