Рождение города на Неве связано с Северной войной (1700-1721 гг.), которую вела Россия со Швецией за выход к морю, за возвращение приневских и прибалтийских земель, издавна входивших в состав Древнерусского государства.
После взятия у истока Невы 11 октября 1702 года крепости Нотебург, переименованной Петром в Шлиссельбург, и 1 мая 1703 года крепости Ниеншанц, находившейся у впадения в Неву реки Охты, устье Невы оказалось полностью под контролем русской армии. Но угроза вторжения врага еще не миновала, и не случайно первым сооружением города стала крепость.
Местом ее строительства был избран Веселый остров, или, как чаще его стали называть, Заячий. Расположенный у разветвления реки, он оказался весьма удобным для строительства крепости: ее пушки могли бы держать под прицелом фарватеры как Невы, так и ее рукавов. И 16 мая 1703 года на небольшом Заячьем острове застучали топоры... Этот день стал датой основания Санкт-Петербурга.
Возводимая крепость получила форму вытянутого шестиугольника с шестью выступающими бастионами, связанными между собой стенами - куртинами. Строительство бастионов велось под наблюдением самого царя и его сподвижников Меншикова, Нарышкина, Трубецкого, Головкина, Зотова, чьими именами и были названы эти укрепления.
Более 20 тысяч солдат и работных людей, согнанных из различных уголков России на берега Невы, с "крайним поспешанием" возводили крепость. Ценой больших жертв и огромных усилий строителей, трудившихся от зари до зари, к осени 1703 года сооружение крепости из земли и дерева было закончено.
Первые поселения города появились на Березовом острове (он же Фомин, затем Городской остров, ныне Петроградский). Здесь, под защитой Петропавловской крепости, стал формироваться первый центр Петербурга.
Рядом с крепостью обширную территорию заняла главная городская площадь - Троицкая. На ней были построены здания Сената, Коллегий, Гостиного двора, Таможни, постоялого двора, типографии, "Австерии".
На этом острове, где еще вчера шумел дремучий лес, на прорубленных просеках возникли первые улицы. Их заселение шло по сословным и профессиональным признакам, что получило отражение в названиях многих улиц. Вблизи Троицкой площади появились Большая Дворянская улица и Малая Дворянская, где поселились дворяне. По соседству образовались Посадские улицы. Далее вглубь острова - на Ружейной улице - жили мастера ружейных дел, на Монетной - мастера чеканки монет, на Пушкарской - пушкари, на Гребецкой - гребцы с галер и т.д.
Вдоль самого берега реки были возведены дома "именитых людей". Кроме царской резиденции здесь стояли добротные дома виднейших сановников - А.Д. Меньшикова, Г.И. Головкина, П.П. Шафирова, Н.М. Зотова, М.П. Гагарина и других.
Но от этого далекого прошлого сохранился лишь Домик Петра I. Он был срублен из обтесанных сосновых бревен солдатами-плотниками за три дня - с 24 по 26 мая 1703 года. А 28 мая под пушечную пальбу основатель города поселился в своем новопостроенном "дворце".
Самым первым по времени возникновения казенным промышленным предприятием явилась Адмиралтейская судостроительная верфь. Ее строительство диктовалось необходимостью создания сильного Балтийского флота, без которого невозможно было успешно вести войну со Швецией на море. Петр I решает строить корабли прямо в центре города, на левом берегу Невы, против Васильевского острова. Закладка верфи состоялась 5 ноября 1704 года.
Адмиралтейству, по плану Петра, надлежало быть одновременно и судостроительной верфью, и крепостью. На последнюю возлагалось защищать город от вторжения противника как со стороны суши, так и со стороны моря. Вместе с Петропавловской крепостью она должна была надежно закрыть вход в устье Невы.
В 1706 году со стапелей на воду были спущены первенцы верфи - 18-пушечный бомбардирский корабль и яхта "Надежда". Первый линейный 54-пушечный корабль "Полтава" сошел на воду 15 июня 1712 года. Со стапелей Адмиралтейской верфи сошли такие крупнейшие линейные корабли, как 90-пушечный линейный корабль "Лесное" и 92-пушечный "Гангут". Корабли сходили на воду один за другим. Они в основном и составили русский Балтийский флот. Спуск каждого корабля отмечался как большой праздник.
Огромную роль в строительстве кораблей на Адмиралтейской верфи сыграли талантливые русские мастера-корабелы Федосей Скляев, Гаврила Меньшиков, Батаков, Пальчиков, Щербачев, мастера парусного, мачтового, блокового дела Иван Кочет, Тихон Лукин, Фаддей Попов, Анисим Моляр и др.
Адмиралтейскую верфь обслуживали многие подсобные предприятия - Прядильный двор, Канатный двор, Смольный двор и др. К 1715 году число работных людей Адмиралтейской верфи достигало 10 тысяч человек, и она являлась самым крупным промышленным предприятием Петербурга.
На Адмиралтейской верфи с 1712 по 1825 год было построено 256 кораблей, не считая мелких судов. Просуществовала эта верфь до 1844 года.
Глубокой осенью, в ноябре 1703 года, в устье Невы вошел голландский корабль шкипера Выбеса, доставивший вино и соль. Петр I был необычайно рад первому морскому гостю. По его приказу шкипер и матросы были щедро награждены.
На протяжении первых 30 лет порт находился на Березовом острове у Петропавловской крепости. В 1733 году он переместился на восточную оконечность Васильевского острова, где причал для кораблей был значительно удобнее. Здесь, на Стрелке, построили Биржу, Гостиный двор, Таможню и другие портовые сооружения.
С каждым годом возрастали торговые операции Петербургского порта. По значению он становился первым портом России. С конца XVIII века ежегодно у его причалов швартовалось более 1000 иностранных кораблей. Доставлялись ими преимущественно предметы роскоши, потребляемые дворянством и купечеством. А отсюда корабли увозили зерно, пеньку, лен, полотно, юфть, сало, свечи и миллионы пудов уральского железа.
На протяжении полутора веков Стрелка Васильевского острова с наступлением навигации была одним из наиболее бойких и оживленных мест Петербурга.
Причальные линии порта распологались со стороны Малой Невы. Но чем больше судов заходило в Петербургский порт, тем теснее становилось на Стрелке Васильевского острова. Возникли и другие трудности. Так, с появлением пароходов, имеющих более глубокую осадку, подходить к невским причалам стало затруднительно, а для крупных морских судов вовсе невозможно - слишком малы были глубины при входе в устье реки. Появление в нижнем течении Невы понтонного моста, а позже и постоянного, также создавало неудобство для продвижения кораблей.
Все это заставило устроить в Кронштадте перевалочную базу. Суда с глубокой осадкой подходили к кронштадтским причалам и перегружали грузы на мелко сидящие лихтеры, которые и доставляли заморские товары в Петербург. И только после прорытия Морского канала 1874-1885 годах порт перевели на Гутуевский остров, где он находится и в настоящее время.